О литий ионных Li-ion и Литий-железо-фосфатных LiFePo4 аккумуляторах и батареях
Литиевые аккумуляторы разных подвидов широко распространены, применяются в качестве источника питания практически в любой портативной технике: fpv дронах, электроскутерах, электробайках, электромотоциклах, электровелосипедах, электросамокатах, гироскутерах, моноколесах. Помимо этого их применяют в накопителях энергитических систем, чтобы хранить электричество вырабатнное солнцем или ветром. Данные батареи обзятельный элемент в УПС (UPS) и ИБП.
Конструктивные особенности литий-ионных Li-ion аккумуляторов
Конструктивно литий-ионный Li-ion элемент представляет собой два электрода – положительный катод и отрицательный анод. Катод выполнен из лития кобальтата, литий-марганца или литий-феррофосфата, нанесенных на алюминиевую подложку. Анод современного Li-ion элемента производится из графита, нанесенного на медную подложку.
Между электродами установлен ионопроводящий сепаратор, пропитанный безводным электролитом. Во время разряда положительные ионы лития покидают катод и внедряются в кристаллическую решетку графита. Во время зарядки происходит обратный процесс.
Ремонтопригодность
Ремонт отдельного полностью вышедшего из строя литиевого элемента после большого количества циклов перезарядки невозможен. Сама операция перепаковки возможна почти всегда и производится с использованием старых контроллеров и заменой старых литиевых элементов на новые.
Если говорить о таких неисправностях как замыкание, обрыв глубокая разрядка или перезаряд любой аккумулятор ремонто пригоден, если окажется что он пережил выше указанные невзгоды и его можно будет продолжать использовать без риска для пользователя.
Ремонтопригодность можно различить по архитектуре аккумулятора
Существует два типа аккумуляторов по их архитектуре.
Состоящий из ячеек и цельный (одна ячейка).
Говоря о восстановлении после многолетнего износа от циклов перезарядки - аккумуляторы состоящие из отдельных ячеек (пакетных, цилиндричих и призматических элементов) могут быть отремонтированы, восстановлены или перепакованы как с частичным использованием старых элементов и заменой полностью не рабочих на более менее рабочие б/у элементы с близким (к оставшимся оригинальным элементам) кол-вом оставшихся циклов. Так возможна и полная замена всех литиевых элементов на новые (или б/у элементы в хорошем состоянии) с использованием старых контроллеров.
Если у вас один цельный литиевый элемент (например аккумулятор в телефоне) не всегда даже есть смысл менять литий с сорхранением оригинальных контроллеров, можно менять весь аккумулятор в сборе, это будет настолько же качественней, дешевле и быстрее чем перепаковывать их.
Самостоятельный ремонт
Ремонт аккумулятора не профессионалом без инструментов опасен, в лучшем случае просто окончательно испортит аккумулятор, в худшем вы можете нанести ущерб своему здоровью и имуществу. Мы не рекомендуем вам пытаться самостоятельно производить какие-либо ремонтные операции с аккумулятором, особенно если у вас нет инструментов и понимания своих действий.
Цельный аккумулятор или отдельная неисправная ячейка/элемент не подлежат восстановлению, все что с ними можно сделать - заменить на новый елемент. Опять же речь идет только о восстановлении после многолетнего износа. Если они просто доведены до глубокого разряда или перезаряда их вероятно можно восстановить, но они могли и полностью выйти из строя.